Что такое авторское право на тату? Могу ли я сделать тату с изображением, защищенным авторским правом? Считается ли использование референса для тату искусства непрофессиональным? Что такое искусство? Можно ли им овладеть? И является ли любое произведение искусства по-настоящему оригинальным?
Эти вопросы не дают покоя миру искусства с самого начала истории. Ведь практически каждое произведение искусства, которым вы наслаждаетесь, потребляете, покупаете или создаете, было создано под влиянием чего-то другого. Это касается и тату. Давайте поговорим об авторских правах на тату.
Однако, хотя каждое произведение искусства берет свое начало из какого-то источника, это не значит что искусство не оригинальное или по-настоящему подлинное. Проблема часто заключается в определении того, что является оригинальным и что может принадлежать владельцу, а что может быть использовано в другом контексте или переосмыслено по-другому.
Границы могут быть размыты, и в некоторых случаях это может привести к неприятностям для вашего мастера, а также повлиять на репутацию вашей студии. Поэтому важно, чтобы вы были в курсе всех тонкостей в этой области. Тем более что в настоящее время против известной тату-мастерши возбуждено судебное дело из-за того, что ее попросили использовать изображение одного фотографа как референс, которое защищено авторским правом.
Будучи независимыми фрилансерами, тату-мастера очень бережно относятся к своей работе. На разработку и совершенствование их уникального стиля могут уйти годы, и это также определяет разницу между низкооплачиваемым или очень успешным тату-мастером. И это одна из причин, по которой копирование мастером чужих работ не одобряется в этой сфере. Еще причиной является то, что мастера сами по себе принципиальные люди, которые не одобряют нарушение честности.
Любой мастер, который копирует чужие работы, может столкнуться с недовольством, а в некоторых случаях даже с судебным иском. Часто сфера тату быстро назовет и пристыдит такого мастера. Хорошая репутация вашей студии также может быстро попасть под удар.
По этим причинам владельцу бизнеса важно убедиться, что мастера в студии разрабатывают свой собственный дизайн работ, а не поддаются соблазну быстро и легко заработать путем перерисовки чужих уникальных работ.
Конечно, самое ценное искусство - то, которое получит премию Тернера или будет продано на аукционе за миллионы - имеет такую ценность потому, что оно уникальнее всего остального.
Жестяная банка супа Campbell’s Энди Уорхола является примером того, как произведение, разработанное кем-то другим - форма и дизайн упаковки жестяной банки супа - было переосмыслено через призму поп-арта. Психоделическое переосмысление этой жестянки с ее люминесцентными цветами представляло собой новую эру консюмеризма 20-го века, когда что-то настолько функциональное и повседневное могло стать чем-то необычным - поп-звездой.
Если бы он просто сфотографировал банку супа, то были бы проблемы. Возможно, на него подали бы в суд за использование торговой марки и нарушение авторских прав компании Campbell для получения прибыли. То же самое касается и его портретов Мэрилин Монро.
Так же эскизы тату могут быть не оригинальными. Традиционные рисунки, например, основаны на довольно устоявшемся наборе символов, таких как черепа, розы и памятные знаки моряков, которые они носили в качестве почетных знаков. Современное движение неотрадиционного дизайна переделало некоторые из этих символов, но также добавило новые.
Однако от мастеров ожидают, что они изучат эти традиции и привнесут в них свой собственный фирменный стиль. А это иногда бывает непросто. Например, вы могли увидеть какой-то стиль, вдохновиться, забыть о нем, а потом подсознательно повторить его, но уже как свой собственный.
Действительно, юристы, которые работают в сфере авторского права уже давно занимаются подобными вопросами. Когда автор песен Джордж Харрисон начал свою сольную карьеру с песней My Sweet Lord, она сразу же заняла первое место в чартах. К сожалению для него, основная структура мелодии повторяла песню, выпущенную десятилетием ранее: He's So Fine группы The Shirelles. Джордж проиграл дело и получил временное пятно для своей репутации. У него могли бы быть гораздо большие последствия, если бы не тот факт, что он уже был таким любимым "битлом".
Согласно американском законодательству, авторское право защищает оригинальные произведения на любом материальном носителе информации, который может быть воспринят, воспроизведен или передан.
Конечно, чья-то кожа относится к материальным носителям, и тату могут быть воспроизведены с помощью фото, видео или даже видеоигры. Но также важно знать, что авторские права принадлежат именно создателю рисунка, а не тому кому была сделана татуировка. Поэтому воспроизведение тату другого мастера на другом человеке может быть проблемой.
Учитывая это, одной из областей дизайна татуировки, которая может быть затронута больше других, является фотореалистичный дизайн. В качестве референсов для таких дизайнов выступают фотографии. И эти удивительно мастерски сделанные тату обычно выглядят так, как точные копии, нанесенные на кожу.
Будут ли считаться такие татуировки “скопированными” зависит от изображения. Эсли это оригинальное изображение, то проблем нет. Но если, например, чьим-то кумиром является Дэвид Боуи, то их татуировка, похожая на Зигги Стардаста, действительно может нарушать авторские права. Риск здесь заключается в том, станет ли тату настолько известной, чтобы это стало заметной проблемой, или в том, станет ли наследие Дэвида Боуи проблемой. В конце концов, это можно рассматривать и как поддержка и одобрение его музыки.
И на самом деле, недавно в этой области произошло крупное судебное разбирательство, которое может повлиять на индустрию в целом. Кэт фон Ди, знаменитая тату-мастерша из Miami Ink, судится с фотографом, из-за того, что использовала одно из его фото легенды джаза Майлза Дэвиса как референс для тату. На этом снимке музыкант прижимает палец к губам. Кэт фон Ди утверждает, что татуировка, которую она сделала своему клиенту бесплатно, достаточно сильно отличается от оригинальной фотографии, но фотограф Фжеффри Седлик настаивает, что это нарушает авторские права и права интеллектуальной собственности. На момент написания статьи, судья постановил, что дело может быть передано в суд - и если фотограф выиграет, это будет иметь огромные последствия для тату-мастеров из всего мира.
Тату-мастер тоже может подать в суд на другую сторону. Так произошло с фильмом “Похмелье 2”, где тату Майка Тайсона была воспроизведена непосредственно на лице другого киногероя. Владелец тату уже оформил авторское право, поэтому он имел право подать в суд на продюсеров, и действительно выиграл дело об авторских правах на тату.
Большинство художников и тату-мастеров будуть использовать референсы. Вопрос заключается в том, какой вид референсов используется и как они используются. Например, древние японские художники использовали устные рекомендации, чтобы представить себе, как выглядит лев или слон на их храмах, и в результате получалось что-то новое и уникальное. Уолт Дисней использовал образ мыши, чтобы создать культового Микки Мауса. Поэтому использование референса не то же самое, что копирование, если результат оригинален и не под авторское право на тату.
Художники должны с чего-то начинать, и у них нет другого выбора, кроме как учиться своему ремеслу, ориентируясь на стили. Пикассо, например, в своих ранних работах был обязан влиянию Эль Греко. Он изучал его стиль, чтобы в конечном итоге научиться ломать его стиль и собирать заново, как нечто невиданное в мире искусства.
То же самое касается и тату-мастеров - чтобы учиться, развиваться и расти, им нужно впитать как можно больше референсов, и потом уже найти и развивать свой стиль. Им нужно испытывать свои пределы, создавать и ломать новые стили. Во всех этих случаях они используют референсы. Но эти референсы служат для того, чтобы сделать из них профи с уникальными работами.
Итак, важно не то, использует ли художник референс, а то, сохраняет ли он свою художественную целостность. А когда речь идет о татуировках, сделанных в вашей студии, вопрос заключается в том, достаточно ли креативности и оригинальности привносят ваши художники в то, к чему они прибегают за вдохновением. Вы делаете правильно, серьезно относясь к авторским правам на тату.
Может ли кто-нибудь, вошедший с улицы, отличить тату, использованную в качестве образца от новой татуировки? И видно ли на этой татуировке стиль ее мастера, а не чужого?
Если вы можете ответить “да” на эти вопросы, то у вас не будет проблем. Целостность ваших мастеров и студии сохранена. Но если границы размыты, то репутация может пострадать, поэтому это важный вопрос, на который следует обратить внимание в вашей студии - ведь без хорошей репутации у вас не будет бизнеса.
Если вы художник и хотите сотрудничать с нами, ознакомьтесь с условиями сотрудничества с тату-мастерами в наших студиях.
Если вы хотите узнать больше о роли менеджера студии, это интервью с менеджером студии поможет вам решить, подходит ли вам этот карьерный путь.
Hélène
Это может быть вам интересно
Подборка похожих статей